Трансаэро - еще не конец?
В конце прошлого года я несколько раз общался с журналистами Ведомостей, которые интересовались моим мнением по поводу Трансаэро – будут ли банкротить? И каждый раз я уверенно говорил, что банкротства не будет, т.к. есть все предпосылки для того, чтобы договориться с кредиторами во внесудебном порядке, а процедура этому лишь помешает. В итоге, в октябре 2015 года Сбербанк обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании Трансаэро банкротом. Я по наивности думал, что всё быстро закончится как обычно долгой и скучной процедурой с непонятным конкурсом в конце. Но пока все не так очевидно.
1. Начало
Трансаэро начало испытывать финансовые трудности еще как минимум в 2014 году. Тогда при поддержке McKinsey компания разработала финансовую модель и операционную модель, направила ее кредиторам и другим заинтересованным лицам, и получила кредит около 9 млрд. руб. Но финансовые результаты продолжали ухудшаться. Трансаэро просит субсидии, предлагают создать специальный банковский синдикат и докапитализировать компанию. Но правительство решило, что лучше пусть Аэрофлот возьмет контроль над Трансаэро, за символический 1 рубль. Не дожидаясь перехода собственности на акции, Аэрофлот принял операционное управление Трансаэро: генеральным директором компании был назначен заместитель генерального директора Аэрофлота Дмитрий Сапрыкин. Финансовым консультантом Аэрофлота должен был выступать Сбербанк. Но что-то пошло не так.
28 сентября 2015 г. – истек срок оферты Аэрофлота на выкуп акций. Необходимого 75% пакета Аэрофлот не набрал. То ли ВТБ не согласился передать акции, которые у него в залоге, то ли минориторные кредиторы не согласны с условиями реструктуризации долга компании. А может и Аэрофлот испугался. И поэтому установил относительно небольшой срок оферты (24 дня?), чтобы ни кредиторы, ни акционеры не успели проанализировать опции.
1 октября 2015 г. – в правительстве и Аэрофлоте признали, что банкротство – единственное решение проблемы.
20-26 октября 2015 г. – Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Трансаэро.
20 октября 2015 г. – Владислав Филёв, совладелец S7, предложил акционерам Трансаэро продать ему контрольный пакет акций компании. Далее он, по слухам, намеревался предложить кредиторам конвертацию долга в акции новой объединённой компании (Трансаэро + S7)
23 октября 2015 г. – совет директоров Трансаэро принял решение об отставке Сапрыкина и назначении на пост генерального директора Валерия Зайцева, одного из действующих пилотов компании, заместителя летного директора.
Октябрь 2015 г. – шесть банков-кредиторов направили письмо акционерам компании с предложением назначит генеральным директором Александра Бурдина (заместителя генерального директора по экономике и финансам). Бурдин ранее работал в структурах Русала, а затем в Unitile (производитель керамической плитки). Unitile мог быть неплохим опытом реструктуризации для Бурдина.
30 октября 2015 г. – встреча Филёва с кредиторами Трансаэро.
2 ноября 2015 г. – Филёв отказался от намерения приобретать контрольный пакет акций Трансаэро, т.к. текущий акционер не способен консолидировать 51% свободных от обременения и судебных претензий акций. По словам акционеров Трансаэро, Филёв решил отказаться от покупки после встречи с руководством Аэрофлота.
5 ноября 2015 г. – Валерий Зайцев подал заявление об уходе с поста генерального директора и об увольнении из Трансаэро
9 ноября 2015 г. – Росавиация и Роструд проводят совещание на тему трудоустройства сотрудников Трансаэро. Это около 10 тыс. человек. Большинство трудоустроит Аэрофлот.
17 ноября 2015 г. – Бурдин занимает должность генерального директора.
2. Судебная история
2 октября 2015 г. – Сбербанк уведомляет Трансаэро о намерении обратиться в суд с заявлением о признании Трансаэро банкротом. Долг перед Сбербанком – около 400 млн руб.
16 октября 2015 г. (пятница) – в 00 часов 02 минуты (!) Сбербанк заполняет на сайте арбитражного суда заявление о признании Трансаэро банкротом. Суд отказывает Сбербанку в принятии заявления, т.к. еще не прошло 15 дней с даты уведомления (2 октября)
18 октября 2015 г. (воскресенье) – Сбербанк обратился в суд с заявлением о банкротстве Трансаэро
19 октября 2015 г. – Судебное заседание по проверке обоснованности заявления Сбербанка назначено на 25 ноября 2015 г.
25 ноября 2015 г. – Судебное заседание отложено на 16 декабря 2015 г. (?)
16 декабря 2015 г. – кредитор и должник встретились в суде. Трансаэро предоставило письма, согласно которым стороны вели переговоры о реструктуризации задолженности. Сбербанк не возражает против данных писем, однако, настаивает на банкротстве. Неожиданно в дело вступает Альфа-Банк, причем в качестве оппонента Сбербанку. Альфа-Банк против банкротства, требует отложить заседание, указывает на наличие денежных средств на счете Трансаэро для списания долга Сбербанку. Представители самого должника и работников Трансаэро поддерживают мнение Альфа-Банка; представитель работников указывает на злоупотребления со стороны Сбербанка: он де мог вовремя списать денежные средства со счетов Трансаэро, а не ждать, пока долг накопится. Так же неожиданно в дело включается представитель налоговой, который тоже просит прекратить «производство по делу», в связи с нарушением Сбером сроков подачи заявления (вообще удивительная ситуация, когда налоговая не хочет банкротить должника!) Но:
- суд отказывает Альфе
- суд отказывает налоговой
- суд подтверждает право Сбера обратиться с заявлением о банкротстве Трансаэро, пусть и в нерабочий день (воскресенье)
- суд не считает, что переписку и переговоры между Трансаэро и Сбербанком можно считать доказательством реструктуризации (в отсутствии допсоглашений к кредитным соглашениям)
- суд указывает представителю работников, что списать денежные средства со счета должника – это право, но не обязанность банка.
- суд назначает временного управляющего с зарплатой 30 тыс. руб.
- суд вводит наблюдение на 5 месяцев и следующее заседание для заслушания отчета временного управляющего на 11 мая 2016 г. И тут начинается процедура наблюдения: временный управляющий пишет свой отчет для кредиторов, кредиторы подают свои заявления на включение их в реестр.
Декабрь 2015 – март 2016 – подана апелляция на решение суда о признании Трансаэро банкротом и введении наблюдения.
21 марта 2016 г. – суд отклонил апелляцию
Март – май 2016 г. – подана кассация на решение суда об отклонении апелляции
11 мая 2016 г. – должно было состояться заседание суда о рассмотрении отчета временного управляющего и перехода к следующей процедуре банкротства, но в связи с кассацией заседание отложено на 13 июля 2016 г. Почему 2 месяца? – «Дата судебного заседания определена с учетом ежегодного очередного отпуска судьи, рассматривающего настоящее дело о банкротстве»
13 июля 2016 г. – должно было состояться перенесенное заседание суда о рассмотрении отчета временного управляющего и перехода к следующей процедуре банкротства. Но т.к. кассация до сих пор не рассмотрена, то заседание перенесли на 12 августа 2016 г.
12 августа 2016 г. – должно было состояться перенесенное заседание суда о рассмотрении отчета временного управляющего и перехода к следующей процедуре банкротства. Выясняется, что определением от 17 марта 2016 года суд запретил проведение первого собрания кредиторов до рассмотрения всех требований кредиторов. А т.к. судом рассмотрены пока еще не все требования кредиторов, то заседание переносится на 23 ноября 2016 г.
23 ноября 2016 г. – рассмотрены всё еще не все требования кредиторов. Временный управляющий просит отложить заседание. Суд откладывает заседание до 1 марта 2017 г.
3. Снова внесудебная
Лето 2016 г. – у Трансаэро идет процедура наблюдения, в компании работает около 250 чел., 11 самолетов Boeing в собственности (средний возраст – 20 лет). Генеральный директор Александр Бурдин рассказывает о планах перезапуска компании. Компания вновь сотрудничает с McKinsey. Отмечается недозагруженность инфраструктуры Пулково, наличие возможностей на прямых международных рейсах из Санкт-Петербурга, дальнемагистральные перевозки на Дальний Восток. Сертификат эксплуатанта будут либо заново получать, либо кооперироваться с другой авиакомпанией.
14 ноября 2016 г. – Совет директоров Трансаэро одобрил план Бурдина на создание новой компании на базе старой. От старой компании будет использован бренд и частично команда. На запуск проекта нужно 20 млн руб., по расчетам Бурдина. В новой компании собственниками предлагается стать кредиторам.
30 ноября 2016 г. – спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта (!) Сергей Иванов отверг возможность возрождения Трансаэро.
1 декабря 2016 г. – бессмысленным назвал предложение возродить Трансаэро Андрей Костин.
12 декабря 2016 г. – Аэрофлот добивается взыскания с Трансаэро около 100 млн руб. вне процедуры банкротства, как текущие платежи. Пока суд на стороне Аэрофлота.
Что-то еще будет! Я продолжаю думать, что у команды Бурдина может получиться интересная история.
Kommentare